aif.ru counter
Катерина Трутько 0 535

Тайна лишайников. Насколько загрязнён воздух в Симферополе?

То, что в крымской столице стало больше машин, очевидно. Год назад управление ГИБДД по Симферополю насчитало около 145 тыс. автомобилей: это примерно по две машины на пятерых горожан, включая младенцев.

С того времени количество авто выросло ещё, как минимум, на 5-7%. Кстати, и маршруток значительно меньше не стало. Всё это означает, что в воздухе, которым дышат симферопольцы, всё больше выхлопных газов.

Дышите глубже

«Знаете ли вы, что наш город расположен в Симферопольской котловине, которая относится к межкуэстовому понижению между внешней и внутренней грядами в долине реки Салгир?», — задаёт вопрос геоморфолог Руслан СВЕТЛОВ. Куэста — это такой рельеф: вытянутые гряды, один из склонов которых пологий, а другой — крутой. То есть, крымская столица как раз уютно расположилась между этими «складками» рельефа.

Руслан объясняет: одна из особенностей предгорного рельефа в Крыму — холодный воздух, который ночью спускается с гор по долине Салгира. Утреннее солнце быстро прогревает поверхность гряд, но в это время температура в долине на 8-12 градусов ниже. Обмен воздушных масс не происходит до тех пор, пока не прогреется воздух в долине, и температура не уравняется. «Все выбросы в атмосферу накапливаются в ночные и утренние часы в самых выраженных понижениях, — констатирует Руслан Светлов. — Одно из них — любимая всеми горожанами зелёная зона, парк имени Гагарина. Здесь и скапливается максимальная концентрация вредных газов».

Фото: АиФ/ Инна Киреева

Как же так: парк, куда мы идём «заправиться кислородом», получается, небезопасен? Подтвердить, либо опровергнуть это, решили симферопольские студенты. «Существует биологический метод контроля чистоты воздуха, когда проводится учёт видового разнообразия и обилия, наиболее чувствительных к загрязнениям организмов – лишайников, растущих на стволах деревьев, — объяснила студент­ка 4 курса географического факультета кафедры геоэкологии КФУ Маргарита ТЫШКЕВИЧ. — Ещё в прошлом году мы проводили исследование для Большого географического фестиваля, ежегодного семинара, проводимого в петербургском Институте наук о земле. Тогда было проверено три городских парка, повторный анализ провели уже в феврале этого года. Ситуация не изменилась». 

Оказалось, что лишайников — а, следовательно, чистого воздуха, больше всего в Ботаническом саду КФУ (он же  — парк Салгирка). На втором месте – Детский парк, где качество воздуха улучшается по мере удаления от автотрассы, т.е. при продвижении к центру парка. В его центре, возле Поляны сказок, встречаются виды лишайников, чувствительные к качеству воздуха. А вот парк имени Гагарина показал неутешительный результат: неподалёку от проезжей части — а это примерно две трети всей территории (зелёная зона со всех сторон окружена дорогами), растут только устойчивые к загрязнению виды лишайников, и те на высоте 1-1,5 метров. Это значит, что внизу — самая высокая концентрация выхлопных газов. Практический вывод можно сделать такой: гуляющие здесь дети ростом ниже 1-1,5 метра, дышат именно «концентратом» из выхлопных газов. Зато вдоль аллей в центре парка лишайников на деревьях много, так как это хорошо проветриваемые участки даже в безветренную погоду. В остальных частях парка, чаще всего, покрытие становится гуще с высоты примерно 2 м.

Дороги «душат» парки

Пробки в Иркутске
Фото: АиФ-Иркутск/ Дарья Галеева

«Состояние лишайников в определенной степени связано с загрязнением воздуха, но подобные исследования не являются основным критерием для анализа ситуации – это косвенный признак, причём, не дающий показаний превышена ли там допустимая норма или нет. Слишком общо, хоть и указывает на имеющуюся проблему — низкий уровень качества воздуха», — прокомментировал исследование студентов исполнительный директор Крымской республиканской Ассоциации «Экология и мир» Андрей АРТОВ. 

Конечно, считает он, в городе, расположенном между двумя долинами, состояние воздуха хуже, чем за его пределами. Но могут быть и локальные очаги загрязнения воздуха, к примеру, в районе транспортных «колец», где постоянное движение. Кроме того, соединения углерода довольно быстро распадаются. Если человек стоит на краю дороги длительное время, то он получит мощную дозу вредных веществ, но всего в десяти метрах от шоссе концентрация снижается. Кстати, не меньше, чем от выхлопных газов, люди страдают и от примесей в обыч­ной городской пыли — она тоже приводит к заболеваниям дыхательных путей.

Специалисты, впрочем, уверены, что поводов для паники нет. По данным начальника центра мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ «Крымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Татьяны ПИЛИПЕНКО, за 2015 год превышение допустимой нормы концентрации угарного газа (СО) в столице было зафиксировано дважды: в июле и в ноябре.

С другой стороны, метеорологи проводят замеры атмосферного воздуха, то есть на высоте около двух метров над землей и делают они это на базе собственных станций, далёких от объектов исследований студентов. В любом случае, специалисты сходятся к одному — гулять лучше всего подальше от дорог и в ветреную погоду.

Фото: АиФ/ Белозеров Григорий

Мнение 

Геннадий СОПОВ, лесник, заместитель директора экологическойорганизации (Москва):

— Косность мешает понять нам, что дерево растёт не сто лет: оно, как и человек, в определённой среде, особенно в местах с тяжелой экологической нагрузкой, может жить и работать только ограниченное время — 35-40 лет максимум. Потом оно начинает работать только на себя, на свою сохранность, растение старается выжить, и утрачивает функцию зеленых легких города. В России существует порочная практика замены деревьев единично, штучно. Во всём мире от этого уже отказались и перешли к ротации насаждений: меняют полностью улицы, скверы, бульвары, причем экологически от этого только выигрывают.

Сначала, конечно, будут споры, что вырубили хорошие деревья, но старость никого не красит, ни человека, ни дерево. Да, есть некоторые экземпляры, которые ценны своей мемориальностью, высаженные известными людьми или в честь знаковых событий. Так же, как и деревья-экзоты, которые в этой местности не растут и являются украшением местности, такие можно сохранять, но их же не много – единицы. Но к замене нужно тоже подходить осторожно. Заменять зеленные насаждения нужно не саженцами, а уже подрощёнными деревьями, чтобы не было ситуации, когда вырубить — вырубили, а на посадку новых деревьев денег не нашли. После ротации город получает совершенно другие легкие и совершенно другой вид.

Официально

Светлана ТРИШИНА, главный детский пульмонолог Крыма:

Фото: Предоставлено автором

— Оксид углерода, являющийся составной частью выхлопных газов, действует на все органы и системы, ослабляя общую реактивность организма, что, в свою очередь, приводит к учащению и более тяжелому течению заболеваний.

В городах с усиленным движением автотранспорта и плохой проветриваемостью — и в Симферополе тоже, одним из основных загрязнителей воздуха являются фотооксиданты: продукты химических реакций, протекающих в загрязненном атмосферном воздухе под влиянием ультрафиолетового излучения Солнца. Воздействуют они на организм детей пагубно: повышается чувствительность лёгких к инфекциям, развиваются хронические воспалительные процессы и, в первую очередь, в бронхах. Не случайно дети, проживающие в городах, страдают бронхиальной астмой, аллергическими ринитами в два раза чаще, чем дети из сёл, что подтверждает статистика.

Как-то исправить ситуацию могут маски, использование которых становится все более популярным. Их можно рекомендовать детям с патологией дыхательных путей, взрослые люди тоже не являются исключением.

Пользу может принести рациональное планирование автомобильных потоков в местах проживания и мест отдыха детей и использование только нетоксичных марок бензина и двигателей с эффективной переработкой топлива.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Почему не приходят извещения на уплату транспортного налога?
  2. Есть ли какой-то эффект от возрождённой службы по борьбе с градом?
  3. Когда начнётся газификация Белогорского района в Крыму?
  4. Какие крымские дороги закрывают для проезда ТС зимой?