Илона Тунанина 0 239

Со своего ракурса: о крымских красотах и президенте, ковыряющем в носу

Она считает, что лучше места не найти: здесь есть все, чтобы быть счастливой. Свою любовь к краю, в котором родилась, крымский фотограф Саша НИКОЛАЕВА мечтает разделить со всем миром.

Саша Николаева / Из личного архива

Остановись, мгновенье!

— Вы считае­те себя патриотом Крыма?

—Я его просто люблю. Патриотизм это или нет, не знаю. Иностранцы, которые к нам приезжают, а я общалась с людьми из Америки, Италии, Греции, Турции, говорят, что у нас — удивительный край.

— Что для вас означает фотография?

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

— Это — неопровержимый факт. Если я снимаю какое-то событие или людей, я снимаю их такими, какие они есть. Я — наблюдатель, выбираю такие ракурсы, чтобы  не потерять сюжет, чтобы было понято, что происходит. Я не буду специально выжидать момент, где человек моргнул или зевнул. Но, с другой стороны, не буду пренебрегать кадром, который отражает реальную картину. Если на официальной встрече в Ливадийском дворце, где за столом сидят представители украинской и российской делегаций, и из них всех ковыряется в носу только Порошенко, то так он в кадр и попадает. Есть у меня такое фото. Из песни слов не выкинешь. Если со словами можно поспорить, то с фотографией вряд ли кто-то рискнет. К тем, кого я снимаю, отношусь непредвзято.

— Считается, что профессия фотографа сегодня «выходит в тираж». Каждый, у кого есть фотоаппарат, уже считает себя фотографом. Работать стало тяжелее?

— Фотографам всегда было сложно, каким бы хорошим ты ни был. С одной стороны, в руках — фотоаппарат, ты без хлеба не останешься, можешь заработать. С другой стороны, это даже не профессия, а образ жизни. Те фотографы, с которыми я общаюсь, в основном, мои друзья, и конкурентами я их не считаю. Каждый найдет свой ракурс, свою «точку».

— Что, по-вашему, главное в фотографии?

— Главное  — видеть. Для меня это что-то вроде озарения. Например, разговаривая с человеком, видишь, что на него удачно падает луч света или как-то собеседник интересно повернулся или посмотрел, и ты невольно думаешь: вот это портрет!  Или, например, люди спешат на работу в дождливую погоду, пытаются скорее скрыться от дождя, а фотограф обязательно остановится возле лужи, потому что вдруг увидел в ней какие-то невероятные отражения — домов, птиц или ещё что-нибудь. Если говорить о репортажной съемке, то в первую очередь важна быстрота реакции при съемке, умение угадывать, куда человек сейчас пойдёт и что будет делать, чтобы быть впереди него.

На корабль в компании

— Бывают ли какие-то забавные случаи на съёмках?

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

— Несколько лет назад в Севастополе на День военно-морского флота России меня и несколько журналистов со мной должны были провести на экскурсию по кораблям. Обычно попасть туда очень сложно из-за гигантской очереди. А тут еще, жара неимоверная, в такую погоду даже чайки над морем не летают, но люди в очереди стоят «насмерть», все хотят попасть на корабль. И вот возле такой очереди я стою, уточняю по телефону, куда мне подойти с моими коллегами, чтобы попасть на территорию. Когда мы подошли к назначенному пункту, ожидавшие нас моряки удивились и ужаснулись одновременно. Я поворачиваюсь и вижу, что вся эта очередь, возле которой я говорила по телефону, стоит за мной. И на вопрос моряков: «Они, что, все с тобой?», толпа в один голос подтвердила: «Да! Мы с ней!» Мне ничего не оставалось делать, только как пожать плечами. В общем, прошли все!

— Несколько лет назад вы выпустили альбом «Крым через сто лет». На тот момент идея была новая, уникальная: сравнить разные уголки Крыма, зафиксированные на фото сто лет назад, с тем, что осталось на этом месте сейчас. Есть желание его продолжить?

— Не вижу смысла. Мне кажется, мы сделали все, что могли. Кстати, благодаря этому проекту я открыла для себя Крым заново. Помню, как мне попал в руки старинный снимок, красота природы на нем просто завораживала. Я сразу не прочитала, что сделан он был в Крыму, когда увидела, удивилась. Это была Ялта. Тогда и пришла идея сравнить Крым сто лет назад с Крымом современным. Мы объехали весь полуостров. Отчасти это было печальное путешествие, потому что это был совершенно другой Крым, неузнаваемый.

Сберечь прошлое

— Какие города, на ваш взгляд, не сумели сберечь своего прошлого?

— Пожалуй, это Ялта. Некоторые идеи с фото в прошлом и в современности так и остались невоплощёнными. Потому что места со старинных открыток, которые я хотела фотографировать, либо поросли бурьяном, либо там была полная разруха, либо уродливые застройки. Саки меня тоже неприятно поразили.

— Какие у вас любимые места в Симферополе?

— Я его люблю в любом состоянии. Таким, какой он есть. Надеюсь, что приведут в порядок. Визитка нашего города — центральные старинные улицы. Отсюда начинался город, это его сердце. Но его не видно из-за гор мусора. Это обидно.  Ещё одна боль, о которой не могу не сказать, застройка исторического центра.  

— Над чем работаете сейчас?

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

 

 

— Готовлю к выпуску фотоальбом в двух частях. В первом — природа и фестивали Крыма: самые крупные, интересные, которым не один десяток лет. В другом — Крым в период вхождения в состав России. Причём, это отражение не политической, а культурной жизни полуострова: визиты артистов, которые поддерживали крымчан в этот период, творческие встречи. Это не протокольные съёмки встреч, это — эксклюзив, закулисная сторона. Российская тема возникла сама собой, ее в планах не было.

Когда я только начала работать, сразу решила: как только у меня накопится солидный архив, я его обязательно покажу людям. В своей работе я сталкиваюсь с разными людьми: политиками, артистами, и часто могу видеть их с неожиданной стороны, так, как не увидит никто.  

Фото: Из личного архива/ Саша Николаева

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Какие документы необходимы для оформления пенсии?
  2. Берёт ли сегодня на себя государство оплату лечения онкобольных детей?
  3. Кто может распоряжаться подвалами многоэтажных домов?
  4. Какие существуют нормативы по освещённости в школьных классах?